Формула 1 - поле сражения

Дата : 27-03-2013, 00:58 | Категория: belgiya-spa-frankorsham

Трасса формулы 1 Бельгия Спа-Франкоршам

Отсюда шпилька La Source выглядит очень узкой - еще уже она кажется Айртону Сенне (McLaren), стартующему первым справа. Первым он стал и на финише

Путь к повороту Les Combes ныне перекрыт железными воротами с висячим замком, но, поскольку ворота решетчатые, они не мешают взгляду ни изнутри, ни снаружи. Ворота эти сим-воличны. Они словно демаркационная линия во времени. Внутри - знакомая каждому телезрителю очень современная трасса, включая интригующий правый поворот Les Combes. Снаружи - сельская дорога, в которой ни один современный телезритель ни за что не признает бывшую трассу Формулы-1.

До 1979 г. трасса не сворачивала вправо у Les Combes, а шла через то место, где сейчас стоят ворота. Здесь располагался Virage du Haut de la Cote, слепой левый поворот с сужением дорожного полотна. Автомобили неслись в окружении живописных бельгийских лугов, усеянных аккуратными домиками.

Трасса спускалась широкой левой кривой к безымянному изгибу и далее к другому слепому левому повороту, который пилоты проходили на предельной скорости. В результате машины выходили на Virage de Burnenville, два правых поворота, огибавших деревню Бурненвиль (пилоты в шутку именовали ее «Bournville», по названию британского шоколадного батончика). Все это воспринималось как единая широкая дуга, в начале которой автомобили дрифтовали на скорости около 185 км/ч. Здесь можно было как выиграть время, так и потерять его.

Машины жались к внутренней части поворота, чтобы занять выгодную позицию для входа в левый Virage de Malmedy, который проходили, утопив педаль в пол, «примерно до второго телеграфного столба» (по свидетельству Поля Фрера, пилота и журналиста). Скорость составляла около 170 км/ч, и ситуация была рискованной, так как вход в шикану был слепым и с небольшим поперечным уклоном. В дни гонок с внутренней стороны правого поворота на выходе устанавливали флагшток, чтобы пилотам было на что ориентироваться.

Далее шла прямая Masta Straight до левого поворота Masta Kink (193 км/ч). По нему машины спускались к Virage Holowell, сразу за которым начинался Virage de Stavelot. Это был правый поворот, в который входили на скорости 190 км/ч с торможением до 169 км/ч по мере сужения трассы. Полотно в этом месте было ухабистым, и пилоты пытались смягчить тряску, прижимаясь к внутренней стороне.

От Stavelot шел подъем с полями (и обрывом) с одной стороны трассы и высокими деревьями с другой. Болиды на полной скорости проходили два плавных левых поворота и, почти не снижая скорости, правый поворот, ведущий к правому же Virage de la Carriere (145 км/ч) с апексом почти напротив телеграфного столба. Поворот следовало проходить очень внимательно, так как откос располагался очень близко к внешней стороне трассы.

Сегодня после короткой прямой вы упретесь в еще одни металлические ворота.

Это «вторая демаркационная линия», место, где могли бы соединяться старая и новая трассы, так как далее следуют общие для них дуга Blanchimont и шпилька La Source, спуск и подъем, начиная с Eau Rouge, напоминающие американские горки, и последующая длинная прямая до Les Combes.

Прежняя трасса, впервые использовавшаяся в 1922 г. для проведения Гран-при Бельгии по мотогонкам, была спроектирована с расчетом привлечения в этот район туристов. Длина ее составляла 14,8 км, и она была очень-очень опасной, особенно с переменой погоды: в этом случае одна часть трассы могла оставаться сухой, а другая быть в лужах. Кроме того, она была очень-очень быстрой. Антонио Аскари, чей сын Альберто в начале 50-х гг. доминировал в гонках (см. перечень победителей), одержал победу в первом автомобильном Гран-при 1925 г., показав среднюю скорость 120 км/ч - выше британского ограничения скорости 85 лет спустя. Организаторы были твердо намерены сделать трассу самой быстрой в Европе, и в 1934 г. петлю Malmedy несколько спрямили. В 1939 г. была убрана шпилька сразу после Eau Rouge, что позволило поддерживать более высокую скорость и сформировать конфигурацию связки поворотов, столь знакомой нескольким поколениям любителей автогонок. Тогда же, в 1939 г., потерпел тяжелую аварию и погиб Брайтон Дик Симэн на болиде Mercedes. После исчезновения шпильки длина трассы составила 14,5 км.

Проведение Гран-при возобновилось здесь лишь в 1947 г.

Благодаря своему характеру трасса до 70-х гг. служила индикатором эволюции мер безопасности (и отсутствия таковых). В 1973 г. Анри Пескароло на спорткаре Matra прошел ее со средней скоростью 262 км/ч, установив абсолютный рекорд круга, который останется таковым навсегда, так как прежняя трасса чисто дорожного типа ушла в историю и никогда уже не будет использоваться.

Гран-при Бельгии проводился в Нивеле в 1972 и 1974 гг., в Зольдере в 1973 г. и в 1975- 1982 гг., а новая трасса в Спа (построена в 1979 г.) вновь приняла гонку в 1983 г., ко всеобщей радости, не в последнюю очередь обусловленной тем, что Формула вновь обрела Eau Rouge.

Участник той гонки Джон Уотсон говорит: «Залогом успешного прохождения любой трассы, и уж тем более трассы в Спа, является уверенность. Сегодняшний Eau Rouge - лишь бледная тень себя прежнего и проходится едва ли не как прямая. В 1983 г. он имел выраженные левый поворот и правый поворот с подъемом на холм, и от этого перехода с подъемом захватывало дух. Даже для автомобиля с двигателем Cosworth это было серьезное испытание».

Трасса формулы 1 Бельгия Спа-Франкоршам

Величественная панорама трассы с видом на пит-лейн и паддок (Tom Bellingham)

Новая трасса получила шикану Bus Stop, которая действительно была раньше автобусной остановкой: вплоть до 2000 г. большая часть трассы использовалась как дорога общего пользования. Стартовая решетка, прежде находившаяся на подъеме, ведущем к Eau Rouge, была перенесена назад, за La Source.

Трасса по-прежнему включала участки общественных дорог, однако в большей степени воспринималась и выглядела как гоночная. Тем не менее автомобилисты могли прокатиться по Eau Rouge в любое время, кроме соревновательных дней. В реальности спуски и подъемы круче, чем кажется телезрителям.

Сегодня трасса полностью огорожена. Таким образом, что ворота и ограждение отделяют настоящее от прошлого.