Формула 1 - поле сражения

Not found
Популярное:
Дата : 27-03-2013, 00:58 | Категория: yuzhnaya-afrika-kyalami

ЮЖНАЯ АФРИКА КЬЯЛАМИ

Первоначальная трасса была настоящим испытанием для машин и пилотов. На снимке гонка I982 г. и лидирующие со старта болиды Renault Рвне Арну и Алена Проста

В Южно-Африканской Республике трудно было проводить международные соревнования: слишком много контрастов, слишком много сложностей и слишком много... оттенков кожи. Окрестности Йоханнесбурга выглядели как Африка, а сам Йоханнесбург - как Америка. Апартеид был отвратительнее, чем Берлинская стена: последняя только разделяла людей, никого при этом не дискриминируя.

Что касается противоречий, то апартеид вызывал отвращение во всем цивилизованном мире, поэтому тур южноафриканской регбийной команды по Британии обернулся скандалом и массовыми выступлениями протестующих, штурмовавших стадионы. В 1971 г. режиму был объявлен международный бойкот.

Вопреки бойкоту, в период с 1982 г. по 1990 г. в Южной Африке состоялось семь крикетных туров, и каждый вызвал волну возмущения и распри. В 1968 г. страна была отлучена от Олимпийских игр и исключена из ФИФА.

Между тем в 1967-1985 гг. (за исключением 1981 г.) в Кьялами ежегодно проходили гонки Гран-при, не подвергаясь поношению, не вызывая протестов, не навлекая на себя ничего похожего на международное осуждение. Поразительное противоречие, с трудом поддающееся объяснению. Впрочем, ближе к завершению этого периода над ним начали сгущаться тучи, об этом мы еще поговорим.

Вероятно, объяснение было в том, что мир в целом воспринимал Гран-при не как спорт, а как диковинный симбиоз бизнеса, передовых технологий и глобальной автомобильной индустрии, функционирующий на средства спонсоров, и его оставили в покое. К тому же гонки проводились в вельде, где-то на бескрайних просторах Африки.

Безусловно, наличие Гран-при в Африке позволяло с большим основанием именовать чемпионат мировым. В год проведения на южноафриканской трассе его первого этапа (1967) гонки прошли также в Канаде, США, Мексике, ну и, естественно, на традиционных европейских трассах.

История Кьялами весьма интересна, и тем, что она фигурирует в моей книге, я обязан журналисту Роджеру Макклири. Вот что он рассказал:

«В 1960 г. мэр Йоханнесбурга Дэйв Маре и председатель Автоспортивного клуба Фрэнсис Такер, видя успех трассы Ист-Лондона, решили, что пора и Йоханнесбургу обзавестись гоночной трассой. Ради более благосклонного восприятия идеи и предложения зрителям более широкого обзора решено было строить ее в долине.

Подходящий участок площадью 330 акров был найден между Преторией и Йоханнесбургом, на территории поместья Кьялами. Он располагался между густонаселенными Восточным и Западным Рэндами, близ автострады Претория - Йоханнесбург. За участок было заплачено 6500 фунтов

(в пересчете с рэндов по сегодняшнему курсу). Был также основан Южноафриканский гоночный клуб («Samrac»), призванный заниматься организацией гонок и поощрять к сотрудничеству крупные корпорации вроде «Caltex», «United Tobacco», «Basil Read», Дорожно-строительной компании и газеты «Rand Daily Mail».

Первая гонка - это был Рэнд Гран-при - состоялась здесь 4 ноября 1961 г., победу в ней одержал Джим Кларк на Lotus Climax. А первый Гран-при чемпионата мира прошел в 1976 г. и затем проводился ежегодно вплоть до 1980 г., когда из-за финансовых проблем трасса была продана Максу Мосли, действовавшему от имени Берни Экклстоуна.

Следующая гонка чемпионата мира Формулы-1 состоялась здесь в 1982 г. в условиях политического давления: французы отказались отправлять на гонку свои машины и призывали FISA исключить южноафриканский этап из календаря Гран-при.

В 1987 г. управление трассой приняла на себя новая компания MRE (Motor Racing Enterprises). Трасса была перепрофилирована, длина ее сократилась до 3890 м, а автомобили двигались теперь по ней в обратную сторону. Кроме того, половина участка была продана компании «Anglo-American Properties», давно положившей на него глаз.

В 1988 г. ворота трассы вновь распахнулись, и 1 июля международные гонки вернулись сюда заездами спортивных автомобилей категорий С1 и С2. В 1989 г. прошли заезды Porsche Turbo Cup, за которыми в 1991 г. последовала кузовная гонка DTM. В те же годы здесь проводили тесты своих болидов команды Brabham, Benetton, Williams и Tyrrell. Тесты привлекли внимание многочисленной публики, поскольку южноафрикан-цы большие поклонники автоспорта.

До возвращения в 1992 г. гонок Гран-при чемпионата мира (к этому времени Нельсон Мандела уже обрел свободу) была реализована программа модернизации стоимостью 20 млн рэндов. К трассе прибавили 400 метров полотна (теперь ее длина составляла 4,2 км), больше стало возможностей для обгона, появился новый комплекс пит-лейна. После проведенных работ здесь состоялось еще два Гран-при, после чего, в 1993 г., тогдашние владельцы трассы были обвинены в мошенничестве. С тех пор гонки на ней больше не проводились.

Трасса была приобретена Автомобильной ассоциацией Южной Африки, а позже продана греческим застройщикам, которые, к удивлению многих, сохранили ее для проведения международных соревнований. К числу таковых относятся гонки Мото-GP, Мирового супербайка, Гран-при А1, а также тестовые матчи в Супербайке между австралийцами и британцами. В течение всего года здесь также проводятся заезды успешных национальных и региональных гоночных серий.

Все гонщики любят испытывающие их мастерство шиканы и повороты нового Кьялами, любят подъем в повороте Wesbank и последующий спуск по Mine Shaft, где автомобили класса Гран-при разгоняются до 310 км/ч. Далее трасса изгибается, а опасная петля позади боксов, появившаяся после аварии Ивана Капелли на болиде Формулы-1, сегодня превращена в полноценный правый поворот.

Кьялами остается центром автоспорта Южной Африки, помимо нее, здесь есть еще семь действующих трасс».

ЮЖНАЯ АФРИКА КЬЯЛАМИ

Провинциальная и примитивная. Обратите внимание на одиноко стоящий огнетушитель. Грэм Хилл на Lotus приближается к финишу (он придет вторым), преследуемый Джимом Кларком