Формула 1 - поле сражения

Not found
Популярное:
Дата : 27-03-2013, 00:58 | Категория: velikobritaniya-brends-hetch

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ БРЭНДС-ХЭТЧ

Даже в дни грандиозных гонок окружающий пейзаж оставался вполне сельским и безмятежным (Linda Carisonj)

В 1926 г. некие велосипедисты, проезжая по дороге, ведущей из Лондона в Фолкстон, обратили внимание на уютную чашеобразную долину и решили, что она могла бы стать идеальным местом для проведения гонок. Земля принадлежала ферме под названием Брэндс-Хэтч, вокруг были видны следы тракторов, и велосипедисты отправились искать владельца. Получив его согласие, они спустя два года вернулись сюда, а вскоре появился и примитивный трек протяженностью три четверти мили.

Вокруг была типичная сельская Англия: пастбища сменялись дикими лугами, а рощицы - девственными лесами. Если бы велосипедисты не сделали остановку, здесь и сегодня можно было бы встретить лишь овец, коров, торговцев древесиной да владельца фермы Брэндс-Хэтч. Этот уголок веками пребывал в полудремотном состоянии.

Впрочем, трасса и впоследствии не утратила присущей этому району идиллической атмосферы, даже когда дугу ее трибун заполняли 100 000 человек. В такие дни лишь еще резче проявлялся контраст между пасторальным пейзажем и тем, что происходило на его фоне. Под рев моторов эта местность воспринималась как центр мира - и при этом оставалась страной лугов и лесов.

И трасса здесь была замечательная...

Важной вехой на пути ее превращения в автодром мирового класса стало основание в 1947 г. компании «Brands Hatch Stadium Limited», первоначально ориентированной на организацию мотогонок. Джон Сертис вспоминал: «Когда мне было только тринадцать, я совершал свои первые заезды на односкоростном мотоцикле (Wolf. - К. X.) в Брэндс-Хэтче, пользуясь гаревой дорожкой для публики, располагавшейся вне кольца с травяным покрытием. В те времена отец довольно часто наведывался в Брэндс-Хэтч, представляя интересы гонщиков в их спорах с владельцами трассы и ACU (Автомотосоюз, регулирующий орган. - К. X.)».

Настоящее покрытие трасса получила в 1950 г., с образованием овального трека длиной в милю. Сертис участвовал в «церемонии открытия получившей новое покрытие трассы Брэндс-Хэтч с движением против часовой стрелки».

В апреле того же года были проведены гонки автомобилей разных классов, хотя в действительности трасса могла принимать лишь машины Формулы-3. Среди участников был и Стирлинг Мосс. «За один день, 25 июня, я выиграл в Брэндс-Хэтче пять гонок», - вспоминает он. Трасса продолжала совершенствоваться. В 1953 г. она была расширена и получила петлю Druids, увеличившую ее протяженность до 1,2 мили. Были возведены боксы, сделаны насыпи для зрителей. Теперь участники проходили трассу по часовой стрелке.

Появилась школа гонщиков, а уже значительно позже трасса превратилась в место ежегодного проведения фестиваля Формулы Форд.

Вспоминает Грэм Хилл: «Я с увлечением занимался греблей, но осенью 1953 г. кто-то бросил мне на стол журнал со словами: «Вот, посмотри, ты должен это сделать!» Там была реклама, в которой говорилось, что в Брэндс-Хэтче за пять шиллингов за круг можно поездить на болиде Формулы-3. Я понятия не имел, что это такое, болид Формулы-3, но, поскольку только что научился водить машину, решил, что стоит попробовать. На следующий день я подкатил на своей малолитражке марки Morris к дверям школы гонщиков Брэндс-Хэтча. К слову сказать, большинство учеников прибывали на спортивных Healey и подобных им машинах, укомплектованные новенькими очками, шлемами, специальной обувью и т. д. У меня же, неискушенного, не было ничего, даже шлем мне пришлось одалживать. Я решил покататься на фунт, то есть проехать четыре круга».

К 1956 г. трасса принимала гонки Формулы-2, а ключевой фигурой стал пресс-атташе Джон Уэбб.

В 1958 г. пилот из Borders решил, что хотел бы приобрести Lotus Формулы-2, и связался с Коли-ном Чепменом. Помимо предложения о покупке, он сообщил, что хотел бы, чтобы к подобной машине присмотрелся и один его друг. Чепмен согласился и организовал тестовую сессию в Брэндс-Хэтче. Так в октябре того года Джим Кларк - он и был тем самым другом - впервые оказался за рулем гоночного автомобиля. «Это была старая трасса, она включала Druids, но еще не имела нового сектора Гран-при».

Трасса Гран-при длиной 4,2 км, с широкой дугой, проложенной по лесистой местности, была построена в 1959 г. Это позволило провести на ней в августе 1960 г. крупные гоночные соревнования. Годом позже трассу купила компания «Grovewood Securities», а менеджмент был поручен фирме под названием «Motor Racing Developments». В состав совета директоров входил Уэбб; он активно продвигал идею организации Гран-при Великобритании, и в 1964 г. его усилия увенчались успехом. Гонки проходили попеременно в Брэндс-Хэтче и Сильверстоуне.

После нескольких случаев гибели пилотов, в частности Йо Зифферта в 1971 г., были проведены масштабные работы, направленные на повышение безопасности. (BRM Зифферта потерпел аварию в Гонке чемпионов, и пилот получил смертельные ожоги.)

Трасса превратилась в крупный международный центр авто- и мотоспорта, где регулярно проходили Гонка чемпионов, мировой чемпионат спорткаров, гонки Формулы-3000 и мировой чемпионат по супербайку.

Последний Гран-при состоялся здесь в 1986 г. Тогда же трассу приобрел бизнесмен и пилот Джон Фоулстон, однако он погиб при тестировании болида серии IndyCar в Сильверстоуне.

Управление трассой перешло к его дочери Николя. После ряда изменений, и в частности в результате появления шиканы на Dingle Dell и уменьшения радиуса других поворотов, трасса стала медленнее.

Больше Гран-при проводиться здесь, по-видимому, не будет. Но это не относится к другим гонкам. В 1988 г. здесь прошли заезды Формулы-3000. В ходе одного из них в Pilgrims Drop потерпел аварию Джонни Херберт. Его Jordan бросало от гардрейла к гардрейлу, и сцена эта выглядела ужасно. Пилот восстановился и сделал карьеру в Формуле-1, но навсегда лишился уверенности в своей неуязвимости.

Николя Фоулстон лелеяла надежду вернуть Гран-при на трассу, но в итоге продала ее компании, которая не смогла получить разрешение на перепланировку в соответствии со стандартами Гран-при. Тем не менее в 2003 г. здесь прошла гонка серии CART. В 2004 г. Брэндс-Хэтч купил бывший пилот Джонатан Палмер.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ БРЭНДС-ХЭТЧ

С течением лет окрестная панорама в целом оставалась неизменной. На снимке Майк Спенс (Lotus) на пути к своему девятому месту в гонке, 1964 г.